Верховный суд Российской
Федерации преподнес потребителям поистине существенный, в финансовом отношении,
подарок.
Так, 28 июня 2012 года, было вынесено
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №17 «О рассмотрении
судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
В Постановлении даны новые разъяснения по рассмотрению споров о защите прав
потребителей. Ранее принятое постановление Пленума ВС РФ по данному вопросу (со
всеми изменениями и дополнениями) утратило силу.
В частности, обращается
внимание, что законодательство о защите прав потребителей не применяется при
совершении нотариальных действий, при оказании адвокатами юридической помощи.
Оно не регулирует отношения,
возникающие в связи с членством в ТСЖ, жилищно-строительных, жилищных
накопительных кооперативах, садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях, вместе с тем, указанное законодательство
применяется при предоставлении этими организациями гражданам, в том числе своим
членам, платных услуг (выполнении работ).
К отношениям по предоставлению
гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках
добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется
законодательство о защите прав потребителей.
В вышеуказанном Постановлении Пленума
ВС РФ, уделено особое внимание процессуальным особенностям рассмотрения
соответствующих дел. Необходимо помнить, что в некоторых случаях обязателен досудебный
(претензионный) порядок урегулирования спора.
Если у потребителя отсутствует
чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки, то это, отнюдь, не
является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В
подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться
на свидетельские показания.
При дистанционных способах
продажи товаров (заказа работ, услуг) факт покупки можно подтвердить
документами, удостоверяющими перевод денег.
Так же в вышеуказанном
Постановлении Пленума ВС РФ указывается, что размер компенсации потребителю
морального вреда не может ставиться в зависимость от цены товара (работы,
услуги) или суммы взыскиваемой неустойки.
За качество исполнения
обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному
турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, отвечает
туроператор, если нормативными правовыми актами не установлено, что
ответственность перед туристами несет третье лицо. Например, по спорам,
связанным с чартерными авиаперевозками в рамках реализации туристского
продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с
потребителем признается туроператор.
Закон о защите прав потребителей
не предусматривает, что банк может передавать право требования по кредитному
договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на банковскую деятельность,
если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие,
которое было согласовано сторонами при его заключении.
Однако главным новшеством,
закрепленным в вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ, на мой взгляд, является
то, что изменен, а точнее сказать конкретизирован, субъект взыскания штрафа, предусмотренного
пунктом 6 статьи 13 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав
потребителей».
Пункт 6 статьи 13 Закона РФ «О
защите прав потребителей» указывает, что при удовлетворении судом требований
потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя,
продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от
суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При этом, в Законе РФ «О
защите прав потребителей», не указывается,
в чью именно пользу, судам надлежит взыскивать этот штраф.
До выхода в свет вышеназванного
Постановления Верховного суда РФ, в
частности в нашем Рязанском регионе, суды, пользуясь отсутствием конкретики в Законе
РФ «О защите прав потребителей» и существующей правовой неопределенностью в этом отношении, взыскивали
данный штраф в местный бюджет.
Теперь же высшая судебная
инстанция в. п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года №17 «О
рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
указала, что штраф взыскивается в пользу потребителя.
На мой взгляд, данное условие должно
существенно увеличить интерес потребителя, права которого нарушены в инициации
судебного процесса против нарушителя его прав, так как размер взыскания в связи
с установлением штрафных санкций в пользу потребителя фактически увеличивается
в полтора раза.
К примеру, Вы приобрели холодильник
за 100 тысяч рублей и на него продавцом установлена гарантия – 3 года. В
течение гарантийного срока холодильник вышел из строя. Вы подали продавцу заявление
о возврате оплаченных за холодильник денежных средств, а продавец отказал Вам в
возврате.
При разрешении спора в судебном
порядке Вам возместят 100 тысяч рублей, потраченных Вами за холодильник;
неустойку в размере 1% от стоимости холодильника за каждый день просрочки, общий
размер которой не может превышать стоимость товара, то есть в пределах 100
тысяч рублей; моральный вред в размере, определенным судом; понесенные Вами
судебные расходы; а также штраф в размере 50 % от взысканной суммы. Итого
взысканная в Вашу пользу сумма, вполне может превысить 200 тысяч рублей, а то и 250 тысяч рублей. Также
суд взыщет Ваши расходы, потраченные на оплату услуг представителя, если в
Вашем деле Ваши интересы будет представлять адвокат.
На практике, в случаях, когда
покупатель обращается к продавцу с требованием о возврате уплаченной суммы за
товар с недостатками, продавец обычно всеми правдами и неправдами пытается убедить
покупателя, что он, дескать, не сможет доказать свою непричастность в
возникновении недостатка товара. В связи с этим я бы хотел разъяснить, что
доказывать данные обстоятельства в соответствии с законом должен продавец, а не
покупатель.
Я бы посоветовал при
предъявлении претензии продавцу о возврате уплаченной суммы за товар с
недостатками не сдавать товар. При этом в претензии необходимо указать, в чем
именно выразились недостатки, а также добавить к тексту претензии следующую
фразу: «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара прошу
обеспечить проведение проверки или экспертизы товара и обеспечить мне
возможность участия в проведении проверки или экспертизы. О порядке, времени и
месте проведения проверки или экспертизы прошу уведомить меня заблаговременно
следующим образом (описываете способ извещения)».
По истечении 10 дней Вы можете
смело обращаться в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи,
взыскании уплаченной за товар суммы, неустойки и морального вреда.
Если при этом Вам потребуется
помощь адвоката, Вы можете позвонить мне по телефону 8 (910) 904-68-00, либо
связаться со мной иным удобным для Вас способом.
С
уважением к Вам, адвокат Павел Гришин